понедельник, 11 апреля 2011 г.

Аватар (опубликовано в LJ 15.02.2011)

Вчера я наконец-то посмотрела "Аватар". Немного стыдно от того, что я не видела фильм, о котором не высказался только очень ленивый. Но всегда находились более важные дела и увлечения. А вчера выдался спокойный вечер с семьей. Наверное, наши с мужем отношения зашли в ту стадию, когда праздник всех влюбленных не приводит нас в эйфорию, а просто касается уголочком своего одеяния, проходя мимо. Валентинок, свечей и шампанского не было. Вместо этого был сытный ужин и горячий глинтвейн в больших керамических кружках (что само по себе тоже романтика, да и пить холодное шампанское, когда за окном 20 градусов мороза, совсем не хочется). А потом решили устроить киносеанс. Выбор стоял между двумя интересующими меня фильмами: "Черный лебедь" и "Аватар". Здраво рассудив, что нежная психика моего мужа не оценит фильм о балете, я выбрала второе. И теперь, с опозданием на энное количество месяцев, могу высказать свое мнение об этом произведении Джеймса Кэмерона.

Красиво, красочно, отличный мир. Даже на нашем жк-мониторе можно оценить усилия, затраченные компьютерными дизайнерами и мастерами по спецэффектам. Наверняка, на большом экране это смотрелось восхитительно. Но больше всего мне понравилась идея фильма. Человечество, конечно, показано в нем не с самой лучшей своей стороны. Но ведь  от правды никуда не денешься. Именно так все всегда и происходило в мировой истории. Начиналось с бус и миссионеров, а заканчивалось глобальным геноцидом.

После просмотра фильма на душе осталась маленькая тень. И сразу припомнился третий курс колледжа. Когда мы с группой и Натальей Игнатьевной ставили спектакль по сценической речи на основе книги "Бабий яр" Анатолия Кузнецова. Я и еще несколько человек перерабатывали книгу, чтобы создать сценарий. Поэтому мне пришлось прочитать ее раза три, не меньше. И оказалось, что иногда спать по ночам страшнее, чем не спать. Мне, наполовину еврейке, эта книга врезалась в мозг и не отпускала. Казалось бы, это все было давно, не со мной. У меня даже нет никаких данных, чтобы там были мои родственники. Но почему-то становилось тошно от каждой главы и в душе начинала плескаться горечь пополам с ненавистью.

А потом началась подготовка спектакля. И поиск пластических решений, и костюмов, а, главное, зрительно-звукового ряда. Наталья Игнатьевна добыла из архива слайды с фотографиями лагеря и узников. Это был другой лагерь смерти, но суть от этого не менялась. И принесла старую пластинку с песней Розембаума "Бабий яр". В тот день группа режиссеров узнала, что их невозмутимая высокомерная Пальтер умеет плакать.

Почему меня это так трогает, настолько задевает какие-то струнки в душе? Наверное, я мысленно представляю себя на месте этих людей, ведь со мной могли поступить точно также. Просто потому, что я другой национальности, другой внешности. Я это прекрасно знаю, я выросла в Заводском районе и юность моя пришлась как раз на расцвет движения скинов в Минске.  В течении всей работы над спектаклем я слишком часто для себя срывалась на слезы. Мой режиссер увидел во мне эту туго натянутую ниточку и постоянно дергал за нее. Наверное хотел, чтобы я донесла эту боль до зрителя. Да и не только я, многие наши девчонки плакали после репетиций.  Возможно, нам удалось вложить все это в выступление, потому что зрители долго аплодировали на премьере и у многих были мокрые глаза. Но ни один спектакль не стоил мне такого морального опустошения, как "Бабий яр".

Яркий сочный красочный "Аватар" почему-то напомнил мне те времена. К сожалению, жизнь другого человека, будь он евреем, африканцем, китайцем или странным синим чудаком с другой планеты,  никогда не будет ценна для человечества. И если кто-то, обладающих достаточной мощью, захочет нас уничтожить, то мы ничего не сможем сделать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий